ke


Приоритетные направления развития медицины в Российской Федерации

Рассматривая тенденции развития медицины, логично обратиться к программным выступлениям министра здравоохранения В.И.Скворцовой, в частности,  на XXVII (90) сессии Общего собрания Российской академии медицинских наук 19 декабря 2012 года (где один из авторов присутствовал) и на заседании Правительства РФ 25 января 2013 года, где обсуждались вопросы модернизации здравоохранения. Эти доклады  базируются на двух новых фундаментальных документах, которые, на наш взгляд, нужно назвать: 

 

Рассматривая тенденции развития медицины, в том числе и медицинской косметологии, логично обратиться к программным выступлениям министра здравоохранения В.И.Скворцовой, в частности,  на XXVII (90) сессии Общего собрания Российской академии медицинских наук 19 декабря 2012 года (где один из авторов присутствовал) и на заседании Правительства РФ 25 января 2013 года, где обсуждались вопросы модернизации здравоохранения. Эти доклады  базируются на двух новых фундаментальных документах, которые, на наш взгляд, нужно назвать: 

1 «Государственная программа развития здравоохранения Российской Федерации», утвержденная Распоряжением Правительства № 2511-р от 24 декабря 2012 года и рассчитанная на два этапа: с 2013 по 2015 год, и с 2016 по 2020 год;      

2. «Стратегия развития медицинской науки в РФ на период до 2025 года», разработанная Минздравом и утвержденная Правительством 4 января 2013 года.

Подчеркнем, что «Стратегия…», согласно распоряжению Правительства, стала частью «Государственной программы…», обозначенной в п.1. При этом Министерство здравоохранения РФ должно разработать и до 1 апреля 2013 года утвердить План мероприятий по реализации Стратегии, а также до 1 мая 2013 года утвердить и опубликовать на своем официальном сайте научные платформы медицинской науки.

Названия и реквизиты документов в настоящем пособии мы приводим не по формальным соображениям, а  по двум исключительно практическим причинам. Во-первых, как нам представляется, любой медицинский работник, независимо от  круга его профессиональных обязанностей, должен иметь  представление о том, какие социально-политические векторы характерны сегодня для здравоохранения страны – ведь все мы, как специалисты и как граждане, так или иначе, существуем в этой среде. И, во-вторых, – перспективы медицины и здравоохранения, обозначенные названными официальными документами, сопровождаются включением в обиход новых терминов и понятий, смысл которых целесообразно в пособии прояснить.

Например, упомянутое абзацем выше, и использованное министром в выступлениях выражение «научные платформы» (эквивалент – «технологические платформы»). «Стратегия…» разъясняет: «Важным элементом стратегического развития медицинской науки явилось решение о переходе к управлению медицинскими исследованиями посредством механизма научных платформ. Медицинская платформа – это комплекс методологических, экспертных, информационных инструментов, позволяющих обеспечить:

  • понимание – всестороннее понимание и расширение базы знаний в выбранной области; учет точек зрения всех заинтересованных сторон: государства, промышленности, научного сообщества, контролирующих органов, пользователей и потребителей;
  • приоритеты – выработку стратегий и приоритетов исследований и мобилизацию общественных и частных источников финансирования для их достижения;
  • оценку – анализ и оценку рыночного потенциала разрабатываемых технологий;
  • внедрение – комплексное управление, координацию и обратную связь при решении отдельных задач».

Одной из задач формирования научных платформ, отметила министр, является выявление отстающих технологий (из четырех медицинских технологий, реализуемых сегодня за рубежом, трех, увы, в России нет). Изменению этой неприемлемой для развитой страны ситуации, при мобилизации всех ресурсов, включая потенциал международных проектов и иных форм активного взаимодействия, и призваны служить научные платформы.

Министр подчеркнула, что «Стратегией…» определены 14 приоритетных направлений научных исследований в области инновационного развития здравоохранения, т.е. 14 этих самых научных платформ: «профилактическая среда», «онкология», «микробиология», «сердечно-сосудистые заболевания», «эндокринология», «неврология и нейронауки», «педиатрия», «репродуктивное здоровье», «психиатрия и зависимости», «регенеративная медицина», «иммунология», «инвазивные технологии», «фармакология», «критические технологии в медицине». При этом было высказано мнение, что реализация этих платформ на междисциплинарной основе будет способствовать концентрации финансовых и организационных усилий на исследованиях, способных принести максимальные эффекты в практическое здравоохранение.

Формирование научных платформ было бы невозможно без введения в оборот (и использования философии) термина и понятия «биомедицина», которым также оперировала министр здравоохранения, высказав при этом следующие соображения. Характерной тенденцией развития медицины сегодня, на фоне успехов научной биологии, является постоянно усиливающееся взаимопроникновение смежных, ранее развивавшихся отдельно, специальностей. Это взаимопроникновение оказывается настолько сильным, что можно говорить о появлении новой когнитивной (совокупной, комплексной, основанной на смежном знании) дисциплины биомедицины, науки о жизни.

«Биологизация» современной медицины подразумевает, в частности, широкое применение подходов, базирующихся на методах молекулярной и клеточной биологии. Это тем более важно, что имеются обоснованные прогнозы в отношении того, что достижения молекулярной медицины, как подчеркнуто в «Стратегии…», «смогут полноценно сформировать базис  персонализированной медицины будущего, основанной на прогностическом и профилактическом принципах, что позволит раскрыть потенциальные и адаптационные возможности организма и увеличить продолжительность активной жизни населения».

Персонализированная медицина и косметология предполагает технологии лечения, основанные на использовании факторов «геномной», «генотипной» уникальности каждого отдельного пациента, что радикально расширяет возможности индивидуальной диагностики (и, конечно, лечения), в том числе, и в прогностическом, предсказательном плане, что более чем важно во всех секторах патологии,  говоря условно − от онкологии до офтальмологии. Поэтому неудивительно, что персонализированная медицина, предсказательная медицина и профилактическая медицина названы приоритетными направлениями развития отечественного здравоохранения на предстоящий период.

В плоскости развития практического здравоохранения В.И.Скворцова обратила внимание на необходимость расширения сети центров доклинических исследований, которые перераспределяли бы нагрузку между амбулаторной и стационарной помощью, на переход учреждений здравоохранения к работе по государственному заданию, предполагающий, в том числе, возможность выбора ЛПУ пациентом, за которым «идут» деньги, особенно тогда, когда высокотехнологичная медицинская помощь войдет в сферу ОМС (что планируется в ближайшее время).

Немаловажной в этом плане представляется информация о планируемой организации, «в рамках концепции создания национальной инновационной медицинской науки» Национального Центра Здоровья Российской Федерации, подчиненного непосредственно Президенту.

По мнению министра, эти и другие меры будут способствовать активизации конкуренции на рынке медицинской помощи, а, следовательно, росту ее качества. Эти усилия  должны сопровождаться и радикальным повышением качества образовательных программ как вузовского, так и послевузовского обучения, образовательный процесс медиков должен стать действительно непрерывным, на уровне самых современных достижений биомедицины. Без этого невозможен реальный прогресс в здравоохранении, базирующийся на персональной эффективности каждого работника, что  станет неотъемлемой базой при заключении индивидуальных контрактов.