ke


Нормативно-правовые основы аттестации рабочих мест в здравоохранении Российской Федерации

Согласно статье 209 Трудового Кодекса РФ, которая носит название «Основные понятия», аттестация рабочих мест по условиям труда – это «оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда».

Другими словами это система анализа и оценки состояния условий труда на рабочих местах, направленная на обеспечение безопасных условий труда, сохранение жизни и здоровья работников, предоставление социально-экономических гарантий. Среди других пунктов 209-й статьи есть определения таких понятий, как охрана труда, условия труда, вредный производственный фактор, безопасные условия труда, профессиональный риск и многие другие, с которыми при необходимости можно познакомиться непосредственно по тексту ТК, и которые здесь приводить не будем в силу ограниченности объема пособия.

В статье 212 ТК «Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда» говорится о том, что работодатель должен обеспечить, среди прочего, «безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов», а также «проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификации работ по охране труда в организации».

Трудовой кодекс РФ располагает еще несколькими статьями, которые важно упомянуть в этом разделе. Например, согласно части 3 статьи 226 работодатели должны выделять на охрану труда не менее 0,2 % суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). А чтобы работодатель представлял спектр своих возможных усилий в этой сфере, существует «Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков», утвержденный Приказом МЗ СР РФ № 181-н от 1 марта 2012 года.

В этом Перечне 31 пункт, от «Проведения в установленном порядке работ по аттестации рабочих мест по условиям труда, оценке уровней профессиональных рисков» до «Проектирования и обустройства учебно-тренировочных полигонов для отработки работниками практическим навыкам безопасного производства работ, в том числе на опасных производственных объектах» . Если исходить из не вполне удачного названия самогό документа, работодатель должен реализовывать все пункты перечня ежегодно, т.е. каждый год. На самом деле это, конечно, не так, и в комментарии к «Типовому перечню…» сказано, что на его основании в учреждении составляется свой перечень мероприятий, который, как правило, является приложением к коллективному договору, заключенному между работодателем и работниками. При отсутствии в организации коллективного договора мероприятия, указанные в перечне, включаются в План мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

И тем не менее, обязанность работодателя проводить аттестацию рабочих мест сформулирована уже в первом пункте Типового перечня со ссылкой на «Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», утвержденный приказом МЗ СР РФ №342н от 26 апреля 2011 года, где в пункте 8 сказано: «сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет».

Согласно пункту 6 «Порядка проведения аттестации…», «Аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация, привлекаемая работодателем для выполнения работ по аттестации, на основании договора гражданско-правового характера.

Аттестующая организация - юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке в качестве организации, оказывающей услуги по аттестации и выполняющей на основании договора гражданско-правового характера с работодателем измерения и оценки, а также оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, проводимую в соответствии с разделом III «Порядка…», оформление и подготовку отчета об аттестации.

Аттестующая организация привлекается к работе согласно требованиям приказа Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда» .

Кроме уже упомянутых нормативно-правовых документов, в качестве основных по аттестации рабочих мест, можно назвать также Федеральные законы «О техническом регулировании» (27.12.2002 № 184-ФЗ) и принятые в его исполнение Технические регламенты, «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (24.07.1998 «125-ФЗ), «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (21.07.1997 №116-ФЗ). Отметим, что постановлением Правительства РФ № 399 от 23.05.2000 г. Установлено, что в РФ действует система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, которая состоит из: .

  • межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;
  • строительных и санитарных норм и правил;
  • правил и инструкций по безопасности;
  • правил устройства и безопасной эксплуатации;
  • свода правил по проектированию и строительству;
  • гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда,

Причем, все эти акты утверждаются соответствующим федеральным органом исполнительной власти (Минздравом, Роспотребнадзором, отраслевыми министерствами, Ростехнадзором, Росстроем, Ростехрегулированием).

Среди основных документов назовем и постановление Правительства РФ № 870 от 20 ноября 2008 года «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного, оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» и «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» Р 2.2.2006-05 от 29.07.2005, утвержденное Главным Государственным санитарным врачом. В работе по аттестации используются также, в зависимости от характера объекта, ГОСТЫ ССБТ (Системы стандартов безопасности труда), их несколько десятков, а также упомянутые уже Технические регламенты, СНиПы, Отраслевые нормы, СанПиНы, Санитарные Правила (СП), Государственные Нормативы (ГН) – ПДК, ОДК, ОБУВ и др.

Весьма важным представляется использование в работе по аттестации рабочих мест документов международного уровня. Например, в 2001 году МОТ разработала «Руководство по системам управления охраной труда МОТ-СУОТ 2001», представляющее собой систему управления охраной труда, призванную помочь как странам, так и отдельным компаниям включить охрану труда и социальный диалог в общую систему управления. Рекомендации МОТ предполагают создание национальной рамочной структуры для систем управления охраной труда, предпочтительно закрепленной в национальных законах и нормативных актах.

В этой связи важно, что в марте 2007 года 11 государств СНГ приняли ГОСТ 12.3.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Общие требования (ILO-OSH 2001. ITD)». Новый ГОСТ полностью соответствует принципам МОТ, изложенным в Руководстве по системам управления охраной труда МОТ-СУОТ 2001, а также в Рамочной конвенции МОТ № 187. Новый ГОСТ призван привести систему охраны труда в соответствие с международными стандартами, с учетом конкретных условий и потребностей стран.